Поисково-исследовательская деятельность
Поисково-исследовательская деятельность часто определяется в результате посещения тематической экскурсии или музейного урока. За старой открыткой, письмом, фотографией кроется порой тайна, раскрыть которую бывает очень трудно, но интересно. Пожалуй, ценное в этой деятельности то, что юные исследователи в своих семьях поднимают очень важные вопросы: "Кто я?", "Кем были мои предки?", "Какое место заняли они в истории моей Родины?", "Что могу сделать я, чтобы прославить свой род?". Ведь каждый человек тысячами нитей связан со своей малой Родиной. Найти свое место в сложном мире юному человеку, нелегко,и музейная педагогика оказывает помощь при знакомстве с историей, культурой, традициями родной стороны с его прошлым и настоящим, поисково-исследовательская деятельность помогает воспитаннику, приобрести необходимые опыт и знания. Также в исследовательскую деятельность входит работа с библиотечно-архивными фондами. Она предусматривает изучение нормативных источников, изучение газетных и журнальных публикаций, архивных документов. В процессе написания исследовательских работ, мы обращаемся к книгам местных краеведов, воспоминаниям наших земляков. На определенной стадии развития музейной комнаты количество накопленной в ней информации стало достаточно для начала полноценной исследовательской работы. В течение нескольких лет мы принимаем активное участие в областных конкурсах исследовательских краеведческих работ обучающихся, участников туристско-краеведческого движения "Отечество. Саратовская область в истории России", в областных юношеских чтениях "Любовь к Отечеству - всех доблестей начало" и получаем дипломы.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА: ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ. СТРУКТУРА
Организация выполнения исследовательской работы
1. Алгоритм работы:
выбор проблемы;
сбор информации об уже имеющихся в науке знаниях по изучаемой проблеме;
анализ и обобщение полученных знаний по проблеме;
разработка концепции и планирование исследования;
подбор методов и методик осуществления исследования;
проведение исследования;
обработка полученных данных;
письменное оформление материала в виде целостного текста;
представление работы на рецензирование;
подготовка презентации;
представление к защите и защита работы.
Важно! Научная работа – это поисковое исследование, направленное на выявление и, возможно решение какой-либо проблемы в результате открытия новых фактов. Выбирая объект исследования, необходимо проконсультироваться с местными краеведами, с сотрудниками краеведческих музеев.
Процесс подготовки к работе можно разделить на три этапа:
1. Изучение объекта исследования. Если это памятник, то, вооружившись фотоаппаратом, посмотрите общий вид, отдельные детали строения, исторические и архитектурные особенности. Фото обязательно подпишите (они понадобятся как приложения, и могут пополнить фонды школьного музея). Расспросите старожилов об этом памятнике (событии). Запись воспоминаний - важный источник, информации который, следует проверять на точность и достоверность.
2. Библиографический поиск литературы по теме. Следует просмотреть имеющуюся литературу по теме исследования в школьной, сельской, районной библиотеке. Работу лучше проводить в отделе краеведения. Здесь вам помогут специалисты. В отделе собрана вся информация об имеющейся краеведческой литературе по вашей теме. Учитесь работать с каталогом. Если вы не найдёте много материалов по всем темам, не отчаивайтесь, это значит, что объект вашего исследования изучен слабо и ценность вашего исследования возрастает. Научитесь правильно составлять библиографический список используемой литературы!
3. Поиск в архивах. Гораздо больше информации можно почерпнуть при работе в районном архиве. Следует помнить, что для работы в архиве необходимо предварительно согласовать своё посещение с его дирекцией. Для этого пишется ходатайство от имени директора школы в адрес директора архива, с просьбой допустить для работы с фондами архива ученика (цу) … класса с целью сбора материала по теме «…». Так как школьники несовершеннолетние, то работать с документами можно только со взрослым руководителем!
Всю информацию об архивах края можно найти на сайтах этих учреждений. Полезными окажутся и архивы школы, а также архивные материалы школьных музеев.
При работе в архивах необходимо ознакомиться с правилами работы в, такого рода, учреждениях, иметь представление о пользовании путеводителями по архиву, научиться работать с описями фондов, и с самими делами. Для выписок из архивных документов, книг, заведите тетрадь. Делая выписки, не забывайте указывать номер фонда, описи, дела, страниц (листов), автора и названия книг, места и года их издания. Это необходимо для правильного оформления ссылок.
Структура научно-исследовательской работы
Титульный лист
Оглавление
Введение
Главы основной части с обязательными краткими выводами
Заключение
Примечания
Список источников и литературы
Приложения
Методы исследования
Методы – это способы, при помощи которых осуществляется исследование. В краеведческих исследованиях можно использовать следующие методы:
ü накопления научного материала (изучение литературы и источников, интервьюирование, опрос старожилов, анкетирование);
ü ознакомление с историей и теорией вопроса (консультация с учёными, краеведами, музейными работниками, наблюдение);
ü осмысление собранного материала (сравнение, измерение, анализ, обобщение, аналогия, моделирование);
ü уточнения фактов (критика, уточнение сделанных выводов, обсуждение результатов, эксперимент, проверка на практике)
Источники исследования:
o письменные (печатные и рукописные: книги, журналы, газеты, мемуары, документы личные и общественные (архивные) и др.;
o изобразительные (фотографии, рисунки, плакаты, географические карты, картины и тд.);
o вещественные (предметы быта, археологический инвентарь, изделия народных промыслов, семейно-вещевые реликвии и др.);
o устные (беседы со старожилами, современниками событий, очевидцами, интервью);
o технотронные (аудио-, видеоматериалы, мультимедийные);
o комплексные (предметы, содержащие элементы источников разных видов).
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТЫ
Исследовательская работа, заявляемая на конкурс, должна быть оформлена в соответствии с едиными стандартными требованиями, предъявляемыми к данному виду научных работ. Обязательно следуйте тексту Положения конкурса! В нём чётко прописаны критерии оформления (размер и название шрифта, интервал, количество страниц основного текста и приложений, и другая необходимая информация). Вместе с тем, всегда следуйте общепринятым стандартам оформления. А они таковы:
o текст печатается на белой бумаге формата А4 (297×210) на одной стороне листа;
o размер полей: левое – 3 см, правое – 1,5 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2,5 см.;
o выравнивание текста - по ширине!
o нумерация страниц - по центру внизу страницы;
o текст печатается через 1,5 интервала, 13-14 шрифтом (если нет другого указания в Положении). Допускается примечания и сноски (подстрочные) печатать 10-12 размером шрифта (если нет другого указания в Положении);
o нумерация страниц начинается с титульного листа, которому присваивается номер 1, но на страницу не ставится! Не ставится номер 2 и на страницу Оглавления. Нумеруются страницы работы, начиная с введения (страница 3). Далее весь последующий текст, включая список источников и литературы, приложения, нумеруются по порядку до последней страницы;
o все иллюстрации и таблицы выносятся в приложения!
o Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно трём интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Подчёркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается!
o Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, печатаются с абзацным отступом от начала строки, равным 1см 10 мм;
o Начало каждой главы по возможности нужно печатать с новой страницы. Это относится также ко введению, заключению, списку источников и литературы, приложениям.
ОФОРМЛЕНИЕ ССЫЛОК
ВАРИАНТЫ ОФОРМЛЕНИЯ ССЫЛОК
1. Источник указывается непосредственно после цитаты или приведённого фактического
материала – в скобках
2. Приводимым цитатам присваиваются порядковые номера, и в конце страницы
под чертой описываются соответствующие источники.
3. После цитаты в скобках указывается номер источника, соответствующий его месту в списке
использованной литературы, и после запятой номер страницы. Сам список помещается в конце всей
работы
Правила описания печатных источников
или документов в списке использованной литературы
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ КНИГА
Фамилия автора и его инициалы. Название книги (без кавычек): (двоеточие) Сведения, относящиеся к названию (если есть). – Место издания (причём сокращённо указывается только Москва (М.) и Санкт-Петербург (СПб) (Ленинград – Л.): (двоеточие) Наименование издательства (без кавычек), (запятая) год издания (без буквы «г.») (точка). – (тире) номер страницы (в ссылке или в сноске) или количество страниц (в списке литературы).
Например:
Граков Б.Н. Скифы: очерки истории . – М.: Наука, 1984.- С.15. (при цитировании)
Граков Б.Н. Скифы: очерки истории . – М.: Наука, 1984.-154с. (в списке литературы)