Праздник русской печки
1.Мир вам, гости
дорогие,
Вы явились в добрый
час
Встречу теплую такую
Мы готовили для вас
2.Хлебосольством да
радушием
Знаменит родной наш
край.
Здесь для вас и
сказки русские,
И медовый каравай.
1.Слушайте и не
говорите, что слыхом не слыхивали
И видом не видывали!
Приглашаем всех на представление!
На праздник веселый
с играми, потехами, с шутками да прибаутками,
С хитрыми загадками.
Всех приглашаем, всех созываем!
2.Рады видеть вас у
печки.
Без нее и дом
пустой,
В ней и жарить, в
ней и парить,
И зимой с ней, как
весной.
В старину так
говорили:
«Печь нам мать
родная всем.
На печи все красно
лето,
У печи и сплю, и ем!»
2.Забывать мы стали,
что главное в русском доме – печь. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на
печи тепло и уютно.
- А знаете ли вы, что русская печь
существует уже около 4 тысяч лет?
- причина ее долголетия – в
универсальности. Русская печь отапливает жилье, в ней готовится пища,
печется хлеб, варится квас, пиво, сушатся продукты и одежда, на ней тепло
и уютно спать старикам и детям. А в старину в печке даже мылись. У печи
заключались договора, давались клятвы, в подпечье было самое главное
обиталище покровителя дома – домового и его семейства. Под шесток либо в
запечье хозяйка дома ставила угощение для домового, приговаривая: «Прими
гостинчик, да будь к нам поласковее, хозяин запечный!»
- Печь всегда воспринималась, как существо
одушевленное. Вот почему отверстие, куда вкладывались дрова, называлось
рот, а часть печи, расположенная над ним – лоб (чело). Чтобы сложить печь,
требуется обладать огромными знаниями и инженерной смекалкой. Неправильно
сложенная печь дымила и не удерживала тепло. В ней пригорала пища. Печники
всегда считались самыми уважаемыми из мастеров, ведь от них зависело,
будет ли в доме тепло суровой зимой.
2.Благодаря русской печи появилась и посуда особой формы: горшки да
чугунки. Дело в том, что посуда в русской печи нагревалась больше с боков,
поэтому она должна была иметь большую боковую поверхность. Кроме того, посуду
такой формы удобнее доставать с шестка рогачем или ухватом.
(показать экспонаты с выставки)
А в этом чугунке что-то есть… Это задания! (загадки на листочках в
форме чугунка)
Загадки
У нас в печурке
Золотые чурки (дрова в печи)
|
Полна коробушка
Золотых воробушков (угли в печке)
|
Бабушка седа-бела,
Зимой всем мила,
А как лето наступает,
Про бабушку забывают (печь)
|
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдает,
Сам в угол идет (ухват)
|
Стоит девица в избе,
А коса на дворе (печь и дым)
|
Сами не едим, а
людей кормим (ложки)
|
Наш дед Ермолай
Съест всё, что ни дай (огонь)
|
Конь черен – в
огне проворен (кочерга)
|
Очень темен,
Когда светло,
Очень холоден,
Когда очень тепло (погреб)
|
Стоит попадья
Тремя поясами
подпоясана (кадка, бочка)
|
- Просто так и для утехи
начинаю я потеху,
выходите женихи,
кто тихи и кто лихи,
Удаль, силу показать
Свои косточки размять
Игра «Ухватом подцепить чугунок и перенести
его в другое место»
Игра
«Собери рассыпанный картофель в чугунок»
Игра «Собрать вязанку дров на скорость»
Молодцы удальцы!
Ловкость свою показали и сноровку! Появляется Емеля, подтягивается и зевает.
Емеля: Шумно как, разбудили меня!
Ведущая: Емеля проснулся ни поздно, ни рано, а как раз вовремя. Емеля, давай с
нами играть!
Емеля: А мне неохота!
Ведущая: Попробуй, это так весело, так интересно.
Емеля: Да мне лень. Дрема одолела. (зевает, подтягивается)
Ведущая:Вот лодырь! Кто ленив, тот и сонлив! (Емеля зевает и укладывается
спать на печке)
Хорошо лентяю жить,
Совсем не о чем
тужить.
Он избы не приберет,
Как испечь калач не
знает.
С зарей рано не
встает,
С косой в поле не
идет.
А уж как за стол
идти,
Ложку знает, где
найти.
Емеля! Емеля! (вед
толкает Емелю, старается его поднять)
Емеля: Ну, чего вам?
Ведущая: Емеля, хочешь есть калачи?
Емеля: (облизывается) Калачи? Не мешало бы подкрепиться. Давайте сюда
калачи, проголодался я.
Ведущая: Хочешь есть калачи – не сиди на печи!
Емеля: А чего делать?
Ведущая: Рядом с печкой находился «бабий угол». Именно здесь царствовала
хозяйка дома. Здесь она готовила и собирала трапезу, здесь же ткала и пряла,
коротая долгие вечера. А чтобы испечь калачи или хлеб, хозяйка встала бы рано,
замесила бы тесто, приготовила начинку, растопила бы печь.
Емеля: Все это я знаю. Но мне неохота!
Ведущая: Емеля, но ведь, чтобы получилось что-то, нужно потрудиться. Емелюшка,
пожалуйста, помоги нам испечь пироги. (Емеля упирается, его уговаривают)
Емеля: (в сторону) Рыба-щука
По щучьему велению,
По моему хотению,
Испеки, печка,
пироги румяные,
Да с начинкою!
(обращается к вед)
Загляните-ка в
печку!
Ведущая: Ах,
чудеса-то какие! Наша печка испекла нам пироги румяные! Угощайтесь, добры
молодцы да красны девицы!
Всем желающим
раздаются пироги с начинкою, т.е. с заданием.
Задания
Сплясать вприсядку или «Барыню»
Проговорить скороговорку «Сижу на печи, да
слушаю чужие речи»
Спеть частушку
Сыграть на деревянных ложках
Перечислить русские народные инструменты
Спеть русскую народную песню
Вспомнить колыбельную
Назвать сказки, где упоминается печка ( «Гуси-лебеди», «Каша из топора»,
«Домовенок Кузька»,
«Три медведя», «Маша и медведь», «Царевна-лягушка», «Колобок» и др.
Много сказок вы
знаете, плясали весело, да и пели громко! Но продолжим наш разговор о печке. А
в старину говорили так :
Матушка – печка,
Горячее сердечко,
Белый шесточек,
Красный уголочек.
(обращается к Емеле) Эй, Емеля, тепло ли тебе на печи?
Емеля: Ой, затормошили меня совсем. Опять Емеля им понадобился. Чего звали?
Ведущая: Емеля, тепло ли тебе на печи?
Емеля: Тепло, на печи в шубе согреться можно. Ха-ха-ха!
Ведущая: Емеля, сходил бы за водицей!
Емеля: Не-е-е, мне неохота!
Ведущая: Емеля, принеси дровишек!
Емеля: Не, я лучше на печи полежу.
Ведущая: Емелюшка, иди кашу есть!
Емеля: Не, кашу не буду, хочу чего-нибудь другого.
Ведущая: Ребята и уважаемые взрослые, давайте вспомним, что в сказках ели,
какие кушанья готовили (ответы: каша из топора, репка, молодильные яблоки;
Вовка в Тридевятом царстве ел мороженое, пироженое; Буратино пил какао; Карлсон
плюшками баловался) Согласен, Емеля, такие сказочные продукты есть?
Емеля: Эх, вот это вкусно, мне нравится!
Ведущая: Вот чем в сказках гостей
потчевали.
Емеля (мечтает): Хочу, прям как с неба – каравай хлеба, икры бадейку,
тушеную индейку, стерляжью уху, телячьи потроха – и такой вот пищи названий до
тыщи! После еды такой пойду, вздремну!
Ведущая: В старину говорили «Все, что в печи, - на стол мечи». И мы из дня
сегодняшнего бросим взгляд в день минувший. Приготовлением пищи занималась
обычно мать семейства, а если в семье был женатый сын, то у печи хлопотала
невестка. Кстати, существовало такое поверье, что стряпуха должна стоять у печи
голодной, тогда еда будет вкуснее.
Семья собиралась за
столом, где у всякого было свое место. Хозяин дома садился первым во главе
стола, за ним все остальные. Перед обедающими клали хлеб, ложки и ставили одну
большую миску с едой. Куски мяса, рыбы, овощей можно было из общей миски взять
себе ближе. А кто из вас знает, что раньше людям заменяло тарелку за обедом?
(ломоть хлеба)
Правила поведения за
столом были довольно строгими: нельзя было скрести ложкой посуду, громко
разговаривать, смеяться. За баловство во время еды можно было заработать по лбу
деревянной ложкой.
Все это
свидетельствует о почтении, благовении, которые русские испытывали по отношению
к хлебу насущному.
Ведущий: Емеля, ты знаешь, что раньше праздники не обходились без частушек,
балалайки, гармони и небылиц? А ты праздники любишь?
Емеля: А кто же их не любит. Особенно я песни люблю.
Ведущий: Нам споешь?
Емеля: Нет, мне неохота!
Ведущий: А если мы тебя попросим? Уважаемые гости, давайте попросим Емелю
спеть (зрители просят Емелю, употребляя вежливые слова)
Емеля: Мне лень…Ну, ладно, слушайте. Я буду петь небылицы.
На заборе чепуха
жарила варенье,
Куры съели петуха в
одно воскресенье.
Рано утром вечерком,
поздно на рассвете
Баба ехала пешком в
ситцевой карете.
Сидит ежик на
березе, новая рубашечка,
На головке сапожок,
на ноге фуражечка.
Черти вилами поели
из баранины уху.
Не пора ли нам,
ребята, закончить чепуху!
Ведущий: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Я каждой команде раздам по три
карточки. Набирается команда по10-12 человек, раздаются карточки, а на них
черным по белому большие буквы «а», «б», «в».
Ведущий: Берите, берите! Как станет вам Емеля вопросы задавать, да на каждый
свой вопрос три ответа давать, эти карточки вам и пригодятся. Услышите верный
ответ – карточку поднимите! Уяснили?
Емеля: Ох, и много в старину про хлеб поговорок сложили. Их и теперь все
знают: «Хлеб всему голова», «Худ обед, коли хлеба нет», «Ешь щи с мясом, а нет
– так с квасом»…
- А вот скажите –ка теперь, что в старину
«вторым хлебом» называли? Если точнее:какой овощ?
А) свекла Б) РЕПА В) капуста
Внимание
подсказываю: «Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь!»
Что это? Верно, репа.
Кстати, крестьяне
этот свой «второй хлеб» бережно хранили в свежем виде чуть ли не всю зиму.
Скажу как. Не спеша, через две-три недели после снятия урожая, обрывали с репы
зелень. Плоды укладывали в кадку из-под соленых огурцов или капусты. Но не валом
валили. Прежде насыпали песок, потом аккуратно – слой репы и т.д.
- Про какие щи
крестьяне, как бы сердясь, говорили: «Щи, хоть кнутом хлещи»?
А) крапивные Б) На рыбном отваре В) ПУСТЫЕ, т.е. без мяса
И верно, коли в пост
– то и хлебай себе пустые щи на здоровье, а коли по бедности весь год, то как
тут на щи не осерчать?
- Сколько видов каш
готовили русские крестьянки в 17 веке? (При царе – батюшке Алексее Михайловиче
Тишайшем)
А) не менее 10 Б) БОЛЕЕ 20 В)более 50
Что же это за каши
такие? Были каши царские, а были и простые крестьянские. Наверное слыхали про
тюрю? Самая крестьянская пища. Приготовить ее проще простого. Взять квас, можно
молочную сыворотку или родниковую воду. Покрошить туда зачерствевший хлеб,
луковицу, добавить растительного масла, соли… Вот, собственно и все. И такая
еда просто незаменима в сенокосную пору. Настоящая государственная каша.
- Сколько видов
пирогов пекли тогдашние хозяйки – мастерицы?
А) не менее 10 Б) не менее 20 В)НЕ МЕНЕЕ 50
Еще и теперь в
столичных «бистро» и ресторанах можно перехватить превосходных расстегаев с
рыбой, кулебяку. Аппетитные штуки! Почти как в нашей горнице. Если верить меню
– все по самым настоящим старинным рецептам.
- Представьте:
праздник кончился, хозяева устали, им спать охота, а гости шумят, не уходят.
Как тут быть? Как намекнуть, что –де пора и честь знать? (Только помните, мы
сейчас в Древней Руси)
А) культурно
раскрыть двери настежь
Б) спеть отходную
песню что-то вроде «колыбельной»
В) ВЫДАТь НАПРОЩАЙ
ПРЯНИК «РАЗГОНЯЙ»
А правда, хорош
обычай! Когда с пряником-то провожают? Вежливее как-то. Оно и понятно, в
старину гость был свят и неприкосновенен. Обидеть гостя считали за верх
неприличия. Тут свой чин, своя культура. О счастливом гостеприимстве говорилось
еще в Ветхом Завете. Старец Авраам со своей женой принял в свой шатер трех
путников, успокоил за то благословение. Ведь под видом путников принял самого
Бога.
- Какой из русских
праздников получил в народных поговорках такие яркие эпитеты: «честная»,
«широкая», «веселая»?
А)Троица Б)Пасха В) МАСЛЕНИЦА
Масленица – один из
самых веселых народных праздников. Это к ней, к Масленице, лучше всего шла
такая поговорка: «Красна изба не углами, а пирогами». И наверно, тут даже
бедняк гулял на широкую ногу. Недаром и по сей день, как услышим: «Живет, что
сыр в масле катается» или еще «Не житье, а Масленица» - сразу понимаем, о чем
речь.
|