Тема: Музейная педагогика
В решении многих
образовательно-воспитательных задач может оказать неоценимую помощь новое
педагогическое направление – музейная педагогика, предусматривающая как
обучение и воспитание учащихся на музейном материале, так и их теоретическое
осмысление.
Понятие «музейная педагогика» было
сформировано и введено в научный оборот в начале XX века в Германии.
Первоначально оно трактовалось, как направление музейной деятельности и было
ориентировано преимущественно на работу с учащимися. В нашей стране понятие
музейной педагогики начало употребляться с начала 1970 г. И постепенно
получало все большее распространение. Современная музейная педагогика
развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь
на решение задач активизации творческих способностей личности.
Суть музейной педагогики – системное использование в учебно-педагогическом
процессе созданной в образовательном учреждении культурно-исторической среды;
- организация непосредственного
«общения» с памятниками прошлого, что позволит понять, почувствовать события
прошлого, дела, поступки, мысли людей, позволит дать нравственную оценку,
заставить задуматься о своем месте в истории Отечества;
- образовательная система, в которой
взаимосвязаны различные формы и методы организации учебно-воспитательного
процесса: экспедиции, экскурсии, походы, встречи, поисково-исследовательские
конференции, литературно-исторические вечера, открытые уроки, викторины, конкурсы
детского творчества (сочинений, стихов, рассказов, сценариев, поделок,
рисунков), где совершенно обоснованным и закономерным является использование
современных педагогических технологий: проектных, игровых,
информационно-коммуникативных, поисково-исследовательских и т.д.
Таким образом, музейная педагогика – это смежная научная дисциплина, исследующая
музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче
и восприятии информации.
·
Особенности музейной педагогики:
·
музейная деятельность
является одной из ведущих направлений деятельности образовательного учреждения,
включается в план учебно-воспитательной работы школы и выходит за рамки
школьной жизни, т.о. музей становится центром просветительской деятельности как
в школе, так и вне ее;
·
многогранность
интересов учащихся определяет необходимость создания на базе школы
многопрофильного музея, который располагает большими возможностями для
активного участия школьников в познавательной, поисково-исследовательской,
творческой, трудовой, экскурсоводческой деятельности;
·
музейная
деятельность способствует расширению форм организации учебно-воспитательного
процесса на базе музейного комплекса: проведение уроков, в т.ч. по теме
экспозиции, экскурсии, внеклассных мероприятий, лекционных встреч, тематических
вечеров;
·
направленность
деятельности музейной педагогики: культурно-просветительская, методическая,
информационная, обучающая;
·
активизация
методов деятельности современного образовательного учреждения способствует
воспитанию у учащихся интереса к исследованиям, социально значимой
деятельности, расширяет возможности школы в расширении сфер деятельности,
включающей в образовательную практику таких форм и методов как экспедиции,
встречи, экскурсии, вечера, конференции, разнообразную проектную деятельность;
·
школьный музей –
центр углубленного изучения истории родного края.
Технологии внедрения и применения
музейно- педагогической и краеведческой работы
рассмотрим на примере музейной комнаты «Память» РДДиЮ.
1 слайд. Музейная комната районного Дома детства и
юношества функционирует около 20 лет. Материал собирается по крупицам ребятами,
посещающими объединение «Память».
Работой краеведческого кружка в разное время руководили Яков Артемьевич
Угольников, Галина Викторовна Гринкевич, Татьяна Эдгаровна Абрамова, Надежда
Семеновна Курьянова, Елена Николаевна Вартапетова. В настоящее время
руководителями музейной комнаты являются Ильющенкова Л.В., Кунаева А.Ж.
Работа в музейной комнате ведется по
двум направлениям:
военно-патриотическое и этнографическое
2 слайд. Деятельность
музейной комнаты включает в себя:
p Поисково-исследовательскую деятельность
p Информационно-познавательную
p Экскурсионную
p Реставрационно-оформительскую
3слайд.
Поисково-исследовательской
деятельности часто определяется в результате посещения тематической экскурсии
или музейного урока. За старой
открыткой, письмом, фотографией кроется порой тайна, раскрыть которую бывает
очень трудно, но интересно. Пожалуй, ценное в этой деятельности то, что юные
исследователи в своих семьях поднимают очень важные вопросы: «Кто я?», «Кем
были мои предки?», «Какое место заняли они в истории моей Родины?», «Что могу
сделать я, чтобы прославить свой род?». Ведь каждый человек тысячами нитей
связан со своей малой Родиной. Найти своё место в сложном мире юному
человеку, нелегко, и музейная педагогика оказывает помощь при
знакомстве с историей, культурой, традициями родной стороны с его прошлым
и настоящим, поисково-исследовательская деятельность помогает воспитаннику,
приобрести необходимые опыт и знания.
4 слайд. Также в исследовательскую
деятельность входит работа с библиотечно-архивными фондами. Она предусматривает
изучение нормативных источников, изучение газетных и журнальных публикаций,
архивных документов.
В
процессе написания исследовательских работ, мы обращаемся к книгам местных
краеведов, воспоминаниям наших земляков.
5
слайд. На определенной стадии развития музейной комнаты количество
накопленной в ней информации стало достаточно для начала полноценной исследовательской
работы. В течение нескольких лет мы принимаем активное участие в областных
конкурсах исследовательских краеведческих работ обучающихся, участников
туристско-краеведческого движения «Отечество. Саратовская область в истории
России», в областных юношеских чтениях «Любовь к Отечеству всех доблестей
начало» и получаем дипломы.
В 2011 году в области была
представлена работа Гавриленко Виктории
«Наши земляки – участники битвы под Москвой». По итогам конкурса за
вышеуказанную работу было присвоено III место в номинации «Великая
Отечественная война».
6 слайд. Знакомство с историческими
фактами через встречи с людьми, участниками этих событий, помогают учащимся
узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять как много сил и души вложили
их предки в экономику и культуру края. Это воспитывает уважение к памяти
прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному
наследию. На слайде встречи с ветеранами
ВОВ;
7 слайд с тружениками тыла и
воинами-интернационалистами;
8 слайд с ветеранами организаций п.
Степное и встречи с ветеранами педагогического труда
9 слайд. Активисты музейной комнаты
принимают активное участие в различных мероприятиях районного Дома детства и
юношества. На слайде акция ко Дню
пожилого человека.
10 слайд. Игровые технологии широко
используются в образовательном процессе при проведении экскурсии, викторин,
интеллектуальных и деловых игр. На слайде игровая программа «Жемчужины народной
мудрости», которая проходила в рамках районного семинара «Духовно-нравственное
воспитание школьников»
11 слайд Игровая программа «Звездные дали», посвященная
50-летию первого полета человека в космос.
12,13 слайд Параллельно с накоплением материала в музейной
комнате развертывается экскурсионная деятельность. Экскурсия играет важную
роль, так как представляет собой тип прямого общения. Экскурсовод, общаясь с аудиторией,
должен быть коммуникабельным, уметь вести диалог, уметь возможность
корректировать свои действия, учитывая реакцию аудитории. Это умение –
чрезвычайно важный
показатель мастерства юного экскурсовода.
14слайд. Активисты музейной комнаты
Гавриленко Виктория, Токарев Василий и Рахманкулов Денис приняли активное
участие в районном конкурсе экскурсоводов и заняли в нем II место.
15 слайд. Еще одной формой
инновационной деятельности стало создание компьютерных презентаций, фильмов, по
результатам поисково-исследовательской деятельности. Участие в создании
компьютерных презентаций заставляет воспитанников привлекать различные
информационные источники (энциклопедии, книги, Интернет) архивные документы,
фотографии) и содействует подготовке воспитанников музейной комнаты к жизни в
современном информационном обществе. Учит ориентироваться в потоке информации.
16 слайд. На этом слайде вы видите
фото на память о посещении музейной комнаты. Учащиеся со школ района на
обзорной экскурсии. Учащиеся СОШ №1 в нашей музейной комнате. Воспитанники детского сада на экскурсии «В русской
избе». Учащиеся СОШ №2 на лекции «Битва за Москву».
17 слайд. Одной из форм работы является
проведение музейных уроков, которые
носят обобщенно-собирательный характер, строятся по
хронологически-тематическому принципу. Например. На уроке «О чем рассказала лучина» ребята знакомятся с
разнообразием осветительных приборов, с их устройством, историческими вехами
развития. На слайде музейный урок «Подвиг
века-подвиг веков» (к 50-летию первого полета в космос Ю.А.Гагарина).
18 слайд. Неотъемлемой частью работы
является реставрационно-оформительская деятельность. Мы занимаемся оформлением
стендов и витрин, следим за экспонатами, ведем учетную документацию музейной
комнаты.
19 слайд. У нас есть книга, в которой
наши посетители оставляют свои отзывы и пожелания. Также наша работа отражена
на страницах газеты «Заря».
20 слайд. Оценкой деятельности нашей
работы являются грамоты и благодарственные письма.
Еще
раз подчеркну, что музейная педагогика значительно расширяет возможности
учителя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим
образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей
действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения,
раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает
жизнь ребенка боле насыщенной и интересной. Поднимает его культуру, развивает
интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.
Литература
1.
Музейная
педагогика: Сборник «Музееведение исторического профиля». - М., 1988. -
С.62-70.
2.
Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина:
Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 1997. -
С.102-105.
3.
Музейная
педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом
музее. - М., 2001. - С.34-37.
4.
Музейная
педагогика, в сб. Музееведение. Музеи исторического профиля. М.,1988.
2. Музей и образование: Обзорная информация. М., 1989.
5.
Медведева Е.Б.,
Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина. Сб.
Культурно-образовательная деятельность музеев. М.,1997. ИПРИКТ, Каф. Музейного
дела.
6.
Музей. Образование.
Культура. Процессы интеграции. М.,1999 г. ИПРИКТ, Каф. Музейного дела.
7.
Музеи на рубеже веков. Материалы научно -
практических конференций, состоявшихся в гг. Хабаровске и Москве в 2000 г. Министерство
культуры РФ. Государственный центральный музей современной истории России. Под
ред. Г.К. Ольшевской. Москва 2001
г.
|