Сайт музейной комнаты "Память" МБУ ДО - РДДиЮ...
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [6]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 37
газета ЗАРЯ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Музейная педагогика

 Тема: Музейная педагогика

 

          В решении многих образовательно-воспитательных задач может оказать неоценимую помощь новое педагогическое направление – музейная педагогика, предусматривающая как обучение и воспитание учащихся на музейном материале, так и их теоретическое осмысление.

 Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале XX века в Германии. Первоначально оно трактовалось, как направление музейной деятельности и было ориентировано преимущественно на работу с учащимися. В нашей стране понятие музейной педагогики начало употребляться с начала 1970 г. И постепенно получало все большее распространение. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности.

Суть музейной педагогики – системное использование в учебно-педагогическом процессе созданной в образовательном учреждении культурно-исторической среды;

- организация непосредственного «общения» с памятниками прошлого, что позволит понять, почувствовать события прошлого, дела, поступки, мысли людей, позволит дать нравственную оценку, заставить задуматься о своем месте в истории Отечества;

- образовательная система, в которой взаимосвязаны различные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса: экспедиции, экскурсии, походы, встречи, поисково-исследовательские конференции, литературно-исторические вечера, открытые уроки, викторины, конкурсы детского творчества (сочинений, стихов, рассказов, сценариев, поделок, рисунков), где совершенно обоснованным и закономерным является использование современных педагогических технологий: проектных, игровых, информационно-коммуникативных, поисково-исследовательских и т.д.

Таким образом, музейная педагогика – это смежная научная дисциплина, исследующая музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации. 

 

·         Особенности музейной педагогики:

·         музейная деятельность является одной из ведущих направлений деятельности образовательного учреждения, включается в план учебно-воспитательной работы школы и выходит за рамки школьной жизни, т.о. музей становится центром просветительской деятельности как в школе, так и вне ее;

·         многогранность интересов учащихся определяет необходимость создания на базе школы многопрофильного музея, который располагает большими возможностями для активного участия школьников в познавательной, поисково-исследовательской, творческой, трудовой, экскурсоводческой деятельности;

·         музейная деятельность способствует расширению форм организации учебно-воспитательного процесса на базе музейного комплекса: проведение уроков, в т.ч. по теме экспозиции, экскурсии, внеклассных мероприятий, лекционных встреч, тематических вечеров;

·         направленность деятельности музейной педагогики: культурно-просветительская, методическая, информационная, обучающая;

·         активизация методов деятельности современного образовательного учреждения способствует воспитанию у учащихся интереса к исследованиям, социально значимой деятельности, расширяет возможности школы в расширении сфер деятельности, включающей в образовательную практику таких форм и методов как экспедиции, встречи, экскурсии, вечера, конференции, разнообразную проектную деятельность;

·         школьный музей – центр углубленного изучения истории родного края.

 

 

          Технологии внедрения и применения музейно- педагогической и краеведческой работы  рассмотрим на примере музейной комнаты «Память» РДДиЮ.

1 слайд. Музейная комната районного Дома детства и юношества функционирует около 20 лет. Материал собирается по крупицам ребятами, посещающими объединение «Память».  Работой краеведческого кружка в разное время руководили Яков Артемьевич Угольников, Галина Викторовна Гринкевич, Татьяна Эдгаровна Абрамова, Надежда Семеновна Курьянова, Елена Николаевна Вартапетова. В настоящее время руководителями музейной комнаты являются Ильющенкова Л.В., Кунаева А.Ж.

         Работа в музейной комнате ведется по двум направлениям:

    военно-патриотическое и этнографическое

2 слайд. Деятельность музейной комнаты включает в себя:

p        Поисково-исследовательскую деятельность

p       Информационно-познавательную

p       Экскурсионную

p       Реставрационно-оформительскую

3слайд.
          Поисково-исследовательской деятельности часто определяется в результате посещения тематической экскурсии или музейного урока.  За старой  открыткой, письмом, фотографией кроется порой тайна, раскрыть которую бывает очень трудно, но интересно. Пожалуй, ценное в этой деятельности то, что юные исследователи в своих семьях поднимают очень важные вопросы: «Кто я?», «Кем были мои предки?», «Какое место заняли они в истории моей Родины?», «Что могу сделать я, чтобы прославить свой род?». Ведь каждый человек тысячами нитей связан со своей малой Родиной. Найти своё место в сложном мире юному человеку,  нелегко, и музейная педагогика оказывает помощь при знакомстве  с историей, культурой, традициями родной стороны с его прошлым и настоящим, поисково-исследовательская деятельность помогает воспитаннику, приобрести  необходимые опыт и знания.

4 слайд. Также в исследовательскую деятельность входит работа с библиотечно-архивными фондами. Она предусматривает изучение нормативных источников, изучение газетных и журнальных публикаций, архивных документов.

В процессе написания исследовательских работ, мы обращаемся к книгам местных краеведов, воспоминаниям наших земляков.

5 слайд. На определенной стадии развития музейной комнаты количество накопленной в ней информации стало достаточно для начала полноценной исследовательской работы. В течение нескольких лет мы принимаем активное участие в областных конкурсах исследовательских краеведческих работ обучающихся, участников туристско-краеведческого движения «Отечество. Саратовская область в истории России», в областных юношеских чтениях «Любовь к Отечеству всех доблестей начало» и получаем дипломы.

          В 2011 году в области была представлена  работа Гавриленко Виктории «Наши земляки – участники битвы под Москвой». По итогам конкурса за вышеуказанную работу было присвоено III место в номинации «Великая Отечественная война».

6 слайд. Знакомство с историческими фактами через встречи с людьми, участниками этих событий, помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию. На слайде  встречи с ветеранами ВОВ;

7 слайд с тружениками тыла и воинами-интернационалистами;

8 слайд с ветеранами организаций п. Степное и встречи с ветеранами педагогического труда

9 слайд. Активисты музейной комнаты принимают активное участие в различных мероприятиях районного Дома детства и юношества. На слайде акция  ко Дню пожилого человека.

10 слайд. Игровые технологии широко используются в образовательном процессе при проведении экскурсии, викторин, интеллектуальных и деловых игр. На слайде игровая программа «Жемчужины народной мудрости», которая проходила в рамках районного семинара «Духовно-нравственное воспитание школьников»

11 слайд  Игровая программа «Звездные дали», посвященная 50-летию первого полета человека в космос.

12,13 слайд  Параллельно с накоплением материала в музейной комнате развертывается экскурсионная деятельность. Экскурсия играет важную роль, так как представляет собой тип прямого общения. Экскурсовод, общаясь с аудиторией, должен быть коммуникабельным, уметь вести диалог, уметь возможность корректировать свои действия, учитывая реакцию аудитории. Это умение – чрезвычайно важный

 показатель мастерства  юного экскурсовода.

14слайд. Активисты музейной комнаты Гавриленко Виктория, Токарев Василий и Рахманкулов Денис приняли активное участие в районном конкурсе экскурсоводов и заняли в нем II место.

15 слайд. Еще одной формой инновационной деятельности стало создание компьютерных презентаций, фильмов, по результатам поисково-исследовательской деятельности. Участие в создании компьютерных презентаций заставляет воспитанников привлекать различные информационные источники (энциклопедии, книги, Интернет) архивные документы, фотографии) и содействует подготовке воспитанников музейной комнаты к жизни в современном информационном обществе. Учит ориентироваться в потоке информации.

16 слайд. На этом слайде вы видите фото на память о посещении музейной комнаты. Учащиеся со школ района на обзорной экскурсии. Учащиеся СОШ №1 в нашей музейной комнате. Воспитанники детского сада на экскурсии «В русской избе». Учащиеся СОШ №2 на лекции «Битва за Москву».

17 слайд. Одной из форм работы является проведение  музейных уроков, которые носят обобщенно-собирательный характер, строятся по хронологически-тематическому принципу. Например. На уроке  «О чем рассказала лучина» ребята знакомятся с разнообразием осветительных приборов, с их устройством, историческими вехами развития. На слайде  музейный урок «Подвиг века-подвиг веков» (к 50-летию первого полета в космос  Ю.А.Гагарина).

18 слайд. Неотъемлемой частью работы является реставрационно-оформительская деятельность. Мы занимаемся оформлением стендов и витрин, следим за экспонатами, ведем учетную документацию музейной комнаты.

 19 слайд. У нас есть книга, в которой наши посетители оставляют свои отзывы и пожелания. Также наша работа отражена на страницах газеты «Заря».

 

20 слайд. Оценкой деятельности нашей работы являются грамоты и благодарственные письма.

 

Еще раз подчеркну, что музейная педагогика значительно расширяет возможности учителя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка боле насыщенной и интересной. Поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.

 

 

 

 

 

 

Литература

1.     Музейная педагогика: Сборник «Музееведение исторического профиля». - М., 1988. - С.62-70.

2.     Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 1997. - С.102-105.

3.     Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001. - С.34-37.

4.     Музейная педагогика, в сб. Музееведение. Музеи исторического профиля. М.,1988.
2. Музей и образование: Обзорная информация. М., 1989.

5.     Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая  научная дисциплина. Сб. Культурно-образовательная деятельность музеев. М.,1997. ИПРИКТ, Каф. Музейного дела.

6.     Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. М.,1999 г. ИПРИКТ, Каф. Музейного дела.

7.      Музеи на рубеже веков. Материалы научно - практических конференций, состоявшихся в гг. Хабаровске и Москве в 2000 г. Министерство культуры РФ. Государственный центральный музей современной истории России. Под ред. Г.К. Ольшевской. Москва 2001 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Istok (30.03.2012)
Просмотров: 3455 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Часы
Осталось...
Поиск
Календарь
Праздники России
Друзья сайта
  • Областной экологический центр
  • Областной музей краеведения
  • Саратовский музей боевой славы
  • Управление образования
  • МБОУ-ДОД РДДиЮ
  • День Победы
    Герои Великой Победы