Сайт музейной комнаты "Память" МБУ ДО - РДДиЮ...
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [6]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 37
газета ЗАРЯ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Процесс интеграции общего и дополнительного образования

 Процесс интеграции общего и дополнительного образования глазами педагога дополнительного образования

          Таланты создавать нельзя, но создавать культуру, то есть почву, на которой растут и процветают таланты - можно. Иногда наш труд оправдан.

Генрих Нейгауз

Интеграция общего и дополнительного образования, несомненно, становится важным условием перехода на новый стандарт. По определению И.Н. Саморуковой: «Интеграция в образовании понимается как процесс сращивания образовательных учреждений одних видов с другими видами, это есть максимальное расширение образовательного пространства образовательных учреждений». Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. С этой целью предполагается интеграция общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей в единое образовательное пространство, где каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности, дополняет другое, вносит свой вклад в развитие личности ребенка. Основные задачи, которые необходимо решить в рамках интеграции – это создание оптимальных условий для развития личности каждого ребенка, развитие индивидуальных способностей, осуществление комплексного педагогического влияния на личность школьника, углубление знаний, приобретение необходимых умений и навыков, предоставление дополнительной возможности подготовиться к поступлению в учреждения профессионального образования. Интеграция позволяет расширить образовательные ресурсы и общего, и дополнительного образования, сблизить между собой процессы воспитания, обучения и развития. Если школы и учреждения дополнительного образования детей хотят начать интеграцию, необходимо понимать, что это общая ответственность за результат, общая разработка критериев, процедур, программы, выбор технологии, общий контроль качества. Это взаимный интерес, готовность трудиться и совместно решать возникающие проблемы. Я считаю, что в решении возникающих проблем особая роль отводится учреждениям дополнительного образования детей, их взаимодействию. Дополнительное образование стремится заполнить пространство знаний, которое ребенок не получает или недополучает в общеобразовательных учреждениях. Вследствие своей большей мобильности дополнительное образование расширяет возможности развития воспитанников. Отличительность учреждения дополнительного образования детей от общего образования заключается в том, что в системе дополнительного образования педагог с ребёнком проходят другой образовательный путь. В дополнительном образовании не только дают ему поддерживающую информацию; главное – включают его в деятельность. Когда ребёнок осваивает ту или иную область человеческой деятельности, приобретает умения и навыки, тогда ребёнок имеет возможность выбирать и свой выбор осваивать. Сегодня я думаю, перед педагогами дополнительного образования «примеряющими» свои потенциальные возможности к новым требованиям государственного стандарта, встают сложные вопросы: как определить наиболее продуктивные механизмы сотрудничества педагогических коллективов общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей в процессе реализации ФГОС общего образования? В чем заключается специфика рабочей программы внеурочной деятельности, и каковы ее отличия от существующей дополнительной образовательной программы? Как построить оптимальную модель реализации ФГОС средствами дополнительного образования? На мой взгляд, характер и содержание сотрудничества учреждений дополнительного образования детей со школами должно осуществляться на регулярной договорной основе и определяться согласованием интересов, совместно принятых планов, а также спецификой социальных запросов. Существуют различные виды моделей интеграционного взаимодействия общего и дополнительного образования. Наше учреждение для своей дальнейшей деятельности выбрало модель интеграции - сетевое взаимодействие при организации внеурочной деятельности общего и дополнительного образования. Образовательная сеть представляет собой их совместную деятельность, обеспечивающую возможность обучающимся осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов образовательных учреждений р.п. Степное. Основное и дополнительное образование должны быть звеньями одной цепи - к такому выводу коллектив РДДиЮ пришёл давно. Именно поэтому данная проблема является ключевой в деятельности нашего учреждения и решается путём интеграции основного и дополнительного образования. Наше учреждение активно взаимодействует с образовательными учреждениями поселка и района, что способствует сближению основного и дополнительного образования детей. В начале учебного года между учреждениями заключается договор, в котором прописываются все условия сотрудничества. Все школьные каникулы проходят при совместной организации досуговой деятельности. В каникулярные дни дети активно посещают РДДиЮ. Успешно мы взаимодействуем с группами продленного дня. Большая работа проводится в летнее время во время работы лагерей дневного пребывания. Благодаря творческим и деловым контактам школ района с РДДиЮ, улучшилось содержание и уровень подготовки различных массовых мероприятий: праздников, соревнований, концертов, выставок и др. Это взаимодействие прекрасная возможность получения оперативной информации о включения школьников в художественную, научно-техническую, туристско-краеведческую и другую деятельность. Такое сотрудничество позволяет координировать планы работы, учитывать возможности школы и учреждений дополнительного образования детей в интересах личности обучающихся. Дополнительное образование является сферой инновационной, где есть подвижность в вариативности программ, простор для инициативы, творчества, поиска, построения содержания, новых форм и методов, технологий. Мы работаем не по типовым (примерным) образовательным программам, а по модифицированным, экспериментальным и авторским. Применяя личностно-ориентированный подход, мы даем возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных направлениях деятельности и объединениях, после чего остановить свой выбор на более понравившемся. По-моему мнению, очень важно то, чтобы ребенок мог самостоятельно выбирать свою образовательную траекторию, так как одним из принципов обучения являются добровольность и доступность. В целях организации сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования для успешной реализации программы внедрения ФГОС начального общего образования, в нашем Доме детства и юношества был создан координационный творческий совет. Созданный координационный творческий совет ознакомился с концепцией, содержанием и условиями реализации ФГОС второго поколения, порядком его введения. В первую очередь был проанализирован педагогический, методический, кадровый и материально-технический потенциал учреждения; проведен анализ ресурсов учебной и методической литературы, программного оснащения, используемого для организации образовательного процесса. Затем состоялось обсуждение содержательных и организационных вопросов. На подготовительном этапе были определены критерии, принципы и механизм взаимодействия учреждений. Согласованы режимные моменты: годовой календарный учебный график, расписание и продолжительность занятий. Разработаны документы, регламентирующие совместную деятельность: договор о сотрудничестве Дома детства и юношества с МБОУ СОШ №1 и МБОУ «Лицей»; план совместной работы РДДиЮ и школы, приказ об участии в инновационной деятельности, материалы мониторинга образовательных потребностей обучающихся. Определён количественный состав групп, и с учётом комплектования групп утверждена учебная нагрузка педагогов, участвующих в экспериментальной деятельности. В сентябре в 1-х классах состоялись родительские собрания, на которых учителя начальной школы познакомили родителей с особенностями организации обучения в связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты, педагоги дополнительного образования представили свои образовательные программы, а ребятам были предложены анкеты, позволяющие сделать свой выбор из предложенных направлений деятельности. Таким образом, при отборе содержания и видов деятельности детей в том или ином объединении учитывались интересы и потребности самих детей, пожелания родителей. По результатам мониторинга образовательных потребностей обучающихся проведён анализ имеющихся ресурсов для реализации дополнительных образовательных программ. Результаты мониторинга образовательных потребностей обучающихся показали, что предпочтение было отдано программам художественно – эстетической направленности. Было решено создать единую комплексную образовательную программу «Лукоморье», состоящую из 5 модулей. Творческой группой были разработаны технологии формирования универсальных учебных действий, которые реализуются в образовательных модулях: «Мукасолька», «Волшебная кисточка», «Радуга», «Волшебный узелок», «Квиллинг». Создаётся система оценивания новых образовательных результатов обучающихся. Индикатором эффективности, а также основанием для коррекции экспериментальной комплексной программы служит системный мониторинг реализации программы. Опыт работы Дома детства и юношества был обобщён на областном семинаре, который проходил в нашем районе в МБОУ СОШ №1 в ноябре 2015 года, где обсуждались проблемы и перспективы взаимодействия общего и дополнительного образования в контексте требований ФГОС НОО. Анализ проводившейся опытно-экспериментальной работы позволил сделать выводы относительно эффективности использования в практике школы подобной комплексной программы. Основными показателями явились: развитие художественно-творческой активности школьников; уровень взаимодействия педагогов и создание условий для включения родителей в совместную творческую деятельность с детьми. В этом году я и мои коллеги продолжают работу по созданию программ 2-го года обучения и подбору диагностических материалов. Занятия по данным программам проходят 2 раза в неделю по 1 часу для первых классов. Ребята занимаются декоративно-прикладным творчеством: лепкой из соленого теста, работают с бумагой в технике «оригами», «квиллинг», бисероплетением, делают сувениры из различных материалов. Различные виды деятельности на занятиях позволяют воспитывать усидчивость и работоспособность, развивать мелкую моторику рук и прививать эстетический вкус. Все детские работы принимают участие в выставках на базе школ и РДДиЮ. В дальнейшем мы планируем привлечь к участию в реализации экспериментальной программы объединения и других направленностей. Мы видим, что время диктует нам расширять поле инновационной деятельности. В ходе реализации программы я и мои коллеги столкнулись с определёнными трудностями: материально-техническая база РДДиЮ не отвечает современным требованиям, вследствие чего образовательный процесс не может быть достаточно эффективным. Средства, направляемые на модернизацию, не распространяются на учреждения дополнительного образования, которые помогают школам в реализации ФГОС. А ведь такая работа должна сопровождаться объединением ресурсов: интеллектуальных, кадровых, финансовых, материально-технических и т.д. Необходимо усилить просветительскую деятельность и проводить активную работу по презентации программ на родительских собраниях. Не разработаны механизмы оценки качества дополнительных образовательных программ в контексте требований ФГОС. Нормативная база пока также находится в стадии разработки. Процесс интеграции в РДДиЮ прослеживается также и во взаимодействии с родителями обучающихся. Не секрет, что не все родители интересуются и знают, какое объединение посещает их ребенок. Поэтому мы стараемся дать максимальную информацию о деятельности нашего учреждения через средства массовой информации, информационные стенды, буклеты и размещение информации на сайте РДДиЮ. Приглашаем родителей на различные мероприятия, проводимые в РДДиЮ: экскурсии, театрализованные представления, праздники, «Дни открытых дверей», мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству. Тем самым родители получают представление о том, чему в Доме детства и юношества обучаются их дети. Таким образом, процессы интеграции и сетевого взаимодействия позволяют учреждению развиваться и совершенствоваться. По моему мнению, новая школа требует и нового педагога: владеющего психолого-педагогическими знаниями, понимающего особенности развития ребенка, чуткого и восприимчивого к интересам воспитанников. Согласитесь со мною, что реализация данных задач требует от педагогов, реализующих программы дополнительного образования, профессиональной мобильности, готовности к непрерывному повышению квалификации, профессиональной переподготовки; от руководителей образовательных учреждений – анализа образовательных потребностей, осуществления непрерывного мониторинга качества образовательных услуг, открытости и направленности на использование сетевых технологий взаимодействия в профессиональном сообществе. Я уверена, что решение данных проблем сможет повысить эффективность взаимодействия, и даст возможность наиболее рациональным образом соединить усилия учреждений общего и дополнительного образования детей в деле дальнейшего обеспечения качества образовательной деятельности.

Категория: Мои статьи | Добавил: Istok (29.03.2017)
Просмотров: 696 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Часы
Осталось...
Поиск
Календарь
Праздники России
Друзья сайта
  • Областной экологический центр
  • Областной музей краеведения
  • Саратовский музей боевой славы
  • Управление образования
  • МБОУ-ДОД РДДиЮ
  • День Победы
    Герои Великой Победы