Сайт музейной комнаты "Память" МБУ ДО - РДДиЮ...
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [6]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 37
газета ЗАРЯ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Роль школьного музея в патриотическом воспитание детей
Роль школьного музея в патриотическом воспитание детей.
 
    Хорошо, что в школах есть музеи.
Значит, нить времён не прервалась.
Значит, вместе всё-таки сумеем
С прошлым удержать незримо связь. 
            Сегодня в условиях модернизации школы, развития системы дополнительного образования школьный музей востребован,  вновь уверенно заявляет о себе, показывает способность эффективно включаться в образовательный процесс, используя свои особенности «пограничного» положения в культуре. 
           Музей школы может быть отнесен как к школьному образовательному, так и к музейному пространству. Школьные музеи все более активно интегрируются в учебно-воспитательный процесс. 
          Мы живём в непростое время. Всё труднее учить добру и милосердию, находить образец для подражания, проводить трогающие душу встречи, праздники, уроки. Но делать это надо во имя будущего. Жизнь продолжается и, по-прежнему, нужны людям доброта, любовь к Родине, своим родным и близким. Память о прошлом, желание  и стремление к преобразованию, т.е. формирование активной    жизненной позиции и высокой нравственности - эти понятия должны жить, не устаревая, передаваясь из поколения к поколению. 
         Любой музей, а особенно  школьный, это именно то место, где лучше всего идет процесс утверждения этих ценностей, один из самых благодатных факторов воздействия на душу. Здесь воспитательное воздействие начинается с первых шагов. Сама обстановка, оформление, запах – всё вызывает волнение, трепет души и интерес. Именно здесь, в музее, узнают ребята неизвестные страницы истории родного края, о людях, которых хорошо знают, но не знали об их значимости и роли в жизни района, поселка, села.
         Музей – это мощная река жизни, которая пробуждает лучшие мысли и чувства своих посетителей через уроки, экскурсии, встречи и праздники. 
 Школьный музей имеет одну важную особенность – здесь дети сами собирают материалы в процессе общения с живыми людьми или документами, самостоятельно создают экспозиции и проводят экскурсии. Поэтому и процесс воспитания протекает глубже, а формируемые ценности становятся более устойчивыми.
Широкое поле деятельности открывает работа в школьных музеях. Особо значима  поисковая работа. Занимаясь поисковой работой, дети глубже, душевнее узнают свой край, теснее сближаются с родными. Кроме того, они постигают такие азы коллективной работы, как самоуправление, дисциплина, инициатива и ответственность. Выполнение различных ролевых функций, например, роль лидера - руководителя группы, роль фотографа, корреспондента, берущего интервью, роль оформителя собранного материала – формирует качества, без которых нельзя подготовить ребёнка к активной жизни в обществе[1]. Многие воспитанники  и без всяких заданий активно врываются в поиск, творчество, сборы и несут в музейную комнату свои находки,  поделки,  работы, желая оставить свой след в истории музея.
Знакомство с ветеранами помогает сделать изучение  истории Родины конкретным, интересным, убедительным, а также воспитать глубокое уважение к памяти тех, кто в трудные годы войны воевал за свободу и независимость Отечества, выстоял и победил.  Участвуя в поисковой работе, в конкурсах, мероприятиях ребята узнают историю страны, области,  родного поселка, его трудовую историю, жизнь известных людей, узнают историю улиц, историю родной школы. Расширяется их кругозор, формируются познавательные потребности. Проведение ежегодных традиционных дел и акций развивает умение трудиться, сотрудничать, коллективно решать творческие задачи, желание совершать гражданские поступки, так как дела, в которых они участвуют, несут в себе патриотический смысл, а значит все это - гражданские поступки. 
Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры. Стержнем любого музея является история. Во все времена развитие культуры и образования, нравственности и патриотизма было связано с изучением исторического прошлого. В новом осмыслении прошлого любое общество пытается найти решение многих вопросов дня сегодняшнего. Вот почему мы всё чаще обращаемся к своим историческим корням, традициям, к духовному и материальному наследию.
         Школьный музей с его разносторонней краеведческой работой хороший помощник в деле воспитания подрастающего поколения. Это «мастерская» для формирования детской души, хорошая и добрая, умная и содержательная. Без музея сегодня не обойтись. Во-первых, своим оформлением и содержанием он вызывает интерес посетителей. Здесь есть вещи, книги, документы, реликвии, которые ребятам в силу их любознательности всегда интересны. Во-вторых, материал для музея собирают все: ребята нынешнего поколения и те, кто был до них, и учителя, и родители, и жители посёлка. В-третьих, здесь, в музее, как нигде, великолепно переплетаются интересы разных возрастов. Здесь всем интересно. Одним – фотографии на стенде дорогих и близких людей, другим – история ВОВ, кто-то изучает монеты и старинные деньги. Именно здесь пробуждается общественная активность и гражданственность. В-четвёртых, музей – это школа поиска, школа творчества и человеческого преобразования.
           Музейная работа методически разнообразна и это разнообразие поражает своей новизной и размахом. В такой работе легко внедряются  новые формы и методы нравственного воздействия на душу и сердце посетителей. Здесь воедино сливаются опыт общения, интерес посетителей, их реакция и переживания на увиденное и услышанное. Конечно, восприятие увиденного у каждого своё, индивидуальное: у первоклассника и старшеклассника, у ветерана и жителей поселка. Каждый видит и воспринимает близко то, что ему более понятно и дорого. Да, по-разному мы смотрим, но едины в одном: музей всех заставляет волноваться и переживать. Здесь пробуждаются лучшие струны детской души. А раз это так, значит, музей достигает своей главной цели – он воспитывает лучшие качества человека. Поэтому школьный музей и должен жить в память о прошлом ради нашего будущего!
          У музея свой язык. Язык музейных реликвий – документы, вещи, книги, грамоты, оружие. Безмолвные свидетели прошлой жизни, они волнуют не меньше, так как пробуждают добрые, неведомые раньше чувства, и оживают во время экскурсий, уроков, встреч, праздников, наполняя чувством гордости и любви к своему народу, к Родине. 
          Музей – Книга Памяти всего ценного из того, что было, которая передаётся, как эстафета поколениям нынешним и будущим.
Жизнь подтверждает, что нельзя вдохновить человека на подвиг, не преклонившись перед подвигом, уже совершённым. Мы не вправе предать забвению то, что было нашей славой и по праву обязано перейти в память и дела последующих поколений.
  Многолетняя работа нашего музея лучшее тому подтверждение. Из года в год растёт число проводимых в музее мероприятий направленных на историко-краеведческое воспитание. Встречи учащихся с ветеранами войны и труда, традиционные праздники ко Дню Победы, викторины по краеведению, – все это развивает интерес и углубляет знания учащихся в области истории родного края.   Ко всем знаменательным датам воинской славы, проводятся уроки мужества– где ребята выступают перед учащимися и гостями с лекциями, видеопрезентациями.        Мы активно сотрудничаем со многими общественными организациями  поселка. (Районный   совет ветеранов ВОВ и тружеников тыла, организация ветеранов «Боевое братство»,  школьные музеи района), при участии которых организуются встречи, акции, экскурсии. Материал, полученный на таких мероприятиях, активно способствует повышению интереса к истории края, развивает чувства любви к своему отечеству.
        Вместе с  ребятами разрабатываем  тематику экскурсий, изучаем краеведческую специальную литературу, анализируем фотодокументы, архивные материалы, ищем подходящий материал в просторах интернета, готовим презентации и видеофильмы. На базе музея создана группа экскурсоводов, которые учатся искусству проведения экскурсий, в качестве лекторов проводят беседы с использованием музейных материалов [3].
       Жизнь не стоит на месте, и всё время происходят  изменения в работе музея. Работы по-прежнему много, но именно её наличие сплачивает ребят, знакомит с живыми героями, учит общению и любви к людям, делам истории своей малой и большой Родины.
Рассказы ветеранов о годах военной молодости, пожелтевшие письма и документы фронтовых лет, земля привезенная с мест боев – все это помогает ребятам ощутить не только разумом, но и сердцем, грозное дыхание войны.     Рассматривая фотографии, военные документы, учащиеся приходят к выводу, что подвиги совершаются не чудо-богатырями, их совершают обыкновенные люди. Но эти люди стали героями, т.к. жизнь их была освещена высокой целью.
Школьникам нужны героические образы, ибо с детства в их сознание должны входить высокие понятия: долг, ответственность, верность, подвиг, патриотизм. Уже сейчас чувствуется уважительное, трепетное отношение моих  воспитанников к истории своей страны, желание работать дальше, совершенствоваться. Видно как с каждым мероприятием, с каждой успешно проделанной работой, сердца ребят наполняются гордостью за свой народ, за те события, о которых им довелось рассказывать, над, чем пришлось работать.
Только в том случае, когда ведется большая исследовательская работа по изучению края, когда собранные учащимися материалы для музея широко используются на уроках и на внеклассных мероприятиях, только тогда воспитанники свою работу будут считать важной и необходимой.
        В этом году прошла серия незабываемых для активистов музея  мероприятий, посвященных  70- летию победы в  ВОВ. Ребята  были активными участниками конкурсов, конференций, акций, выставок посвященной этой знаменательной дате. Участвуя в них, воспитанники добиваются неплохих результатов
В этом году, благодаря творческой работе наших ребят, музейная комната «Память» в очередной раз принимала участие в  районном   конкурсе экскурсоводов. Экскурсоводы Дубинин Артем, Колганова Анна заняли второе место. 
Участвуя в  районной конференции «Память сердца» Берсенева Евгения заняла 1 место. Берсенева Женя принимала участие в областном творческом конкурсе «Не позволим забыть!» для школьников и молодежи г. Саратова и области к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, который проводил краеведческий  музей г. Саратова. Мы были приглашены на заключительный этап конкурса. Евгения получила почетную грамоту. 
Результаты активной работы музея находят свое отражение в новостях на сайте музейной комнаты «Память»
 http://muzeirddiuy.ucoz.ru/ и на сайте РДДиЮ http://rddiu.ucoz.ru/              
Наш музей с удовольствием  посещают дошкольники, ученики школ района всех возрастов. Так же посетителями являются многочисленные гости РДДИЮ.  Они оставляют в книге отзывов свои наилучшие впечатления о музее.
      
 Возросшее внимание государства и общества к патриотическому воспитанию, а, следовательно, и к деятельности музеев, открывает новые перспективы, создает новые возможности для их развития, вселяет в нас надежду на то, что патриотизм, став основой всего нравственного и духовного воспитания, станет и основой возрождения России. Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Поле деятельности педагогов в этом направлении огромно. Это означает, что нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота. Нам есть чем гордиться, есть о чем рассказывать детям.
        
 
 
Список литературы
1. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности ражданина России в сфере общего образования» [Текст]. А.Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009. ― с.29 (Стандарты второго поколения)
2. Гревс, Т.М. Экскурсионные методы. Формы познавательной деятельности./Т.М. Гревс. – М.: Наука, С.9-12
3. Шалахова, Н.В. Музей и школа / Н.В. Шалахова. – М.: 1986. С. 75-80.
4. «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы»
Категория: Мои статьи | Добавил: Istok (10.09.2015)
Просмотров: 549 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Часы
Осталось...
Поиск
Календарь
Праздники России
Друзья сайта
  • Областной экологический центр
  • Областной музей краеведения
  • Саратовский музей боевой славы
  • Управление образования
  • МБОУ-ДОД РДДиЮ
  • День Победы
    Герои Великой Победы