Школьный
музей как средство духовно-нравственного, патриотического воспитания школьников
В нашем районе 12 школьных музеев,
Залов Боевой и Трудовой Славы, музейных комнат, которые традиционно являются и должны
являться одним из средств духовно-нравственного воспитания школьников.
В современных условиях роль школьных музеев стала значительно возрастать.
Во многом это связано с тем, что направления работы школьных музеев достаточно
обширны, что позволяет активно включать его в целостный образовательный,
воспитательный процесс.
На сегодняшний день проблема духовного воспитания учащихся
является одной из наиболее важных и актуальных в современной школе.
Проблема модернизации
духовно-нравственного воспитания в системе образования связана с выявлением и
сохранением накопленных лучших традиций в воспитании подрастающего поколения,
обновлением его содержания, проектированием новых технологий.
Основной целью духовно-нравственного
воспитания является ориентация подрастающих поколений на ценности отечественной
культуры, формирование у них бережного отношения к Родине, ее
культурно-историческому прошлому. Патриотизм, как многогранное по своему содержанию
понятие, включает в себя:
– любовь к родным местам, почтение прошлого своей Родины,
гордость за свой народ;
– уважение к другим народам, их обычаям и культуре,
нетерпимость к расовой и национальной неприязни;
– ощущение неразрывности с окружающим, желание
сохранить, приумножить богатства своей страны, готовность защищать Отечество и
служить его интересам.
Учитывая данные теоретические позиции,
можно сделать вывод о том, что духовно-нравственное воспитание, как и
воспитание вообще, должно основываться на знании тех компонентов бытия,
культуры, которые формируют в целом представления учащихся о Родине, ее культурно-исторических
традициях, достижениях и ценностях, лучших ее представителях. Решению данной
задачи должны служить школьные музеи, деятельность которых направлена на формирование социально-активной
позиции, личное участие, поиск и постижение социального и духовного начала
своей Родины, народа. Важное место в
решении этой задачи занимает непосредственный контакт воспитанника с
историческими материалами, элементами культуры, осуществляемый в условиях
школьного музея.
В этой связи можно говорить о
школьном музее одновременно не только как о форме организации
учебно-познавательной деятельности (включение учащихся в поисковую,
краеведческую работу на базе музея), но и как о средстве духовного воспитания.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным
потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические
документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в
духе высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания является
одной из важнейших задач школьного музея. Участие детей в
поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании
экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению
их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают
различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной
деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных
дисциплин, не предусмотренных школьной программой.
Деятельность музейной комнаты «Память» МОУДОД-РДДиЮ
Целью музейной комнаты «Память» является: эффективное
использование потенциала музейной комнаты в учебно-воспитательном процессе как
средства духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания
учащегося.
Музейная комната работает по
двум направлениям: патриотическое и этнографическое
Организация экскурсий и
музейных мероприятий – это живой контакт, взаимодействие с посетителями,
способность передать особый мир исторической памяти, сохранённой в предметах
которые говорят на своем «безмолвном» языке об исторических свершениях,
событиях разных эпох.
Поисково-исследовательской
деятельностью музейная комната занималась с самого начала своего существования.
Тогда в качестве главной задачи была поставлена цель – сбор воспоминаний
ветеранов и тружеников тыла Великой Отечественной войны. Накопляемые сведения
были оформлены в соответствующих альбомах, которые сегодня хранятся наряду с книгой
Памяти в экспозиции музейной комнаты и используются при проведении
экскурсий. Большая работа проводится
по комплектованию фонда.
Для этого организуются
поисковые экспедиции «Бабушкин сундук» и «Подвигу жить в веках» и другие,
которые дают богатейший материал для формирования и обновления экспозиций
музейной комнаты. Для учета музейных экспонатов ведем учетную документацию.
Музейные фольклорные праздники
отражают колорит традиций нашего народа. Такие праздники в музейной комнате,
как «Иван Иваныч самовар», «Серебряное донце-золотое веретенце», «Русские лапти»
и другие стали традиционными и вызывают большой интерес у всех присутствующих. Большая
работа проводится по подготовке экскурсоводов из числа учащихся. Их рассказы
должны быть доходчивы, интересны. Музейная комната участвует в разработке и реализации
многочисленных акций. Не один год активисты музейной комнаты принимают участие
в конкурсе музейных комнат, где представляют свой отчёт о проделанной работе.
Награждены дипломами. Давняя связь и добрые отношения
сложились у нашей музейной комнаты с советом ветеранов войны и труда. Их
жизненный опыт, убежденность помогают учащимся осознать себя гражданами России.
Классные руководители часто приглашают нас на классные часы с лекциями и экспозиционным
материалом. Исследовательская работа учащихся тоже связана с краеведением. Темы
исследовательских работ учащихся избраны не случайно, а исходя из запросов
музейной комнаты.
Ребята с большим
удовольствием посещают нашу музейную комнату. А некоторые учащиеся
проявляют особую заинтересованность. Они становятся экскурсоводами, занимаются
поисково-исследовательской деятельностью, реставрационными и оформительскими
работами. Из этих активистов составляется совет музейной комнаты, обновляемый
каждый год, так как уходят выпускники. К проведению экскурсий привлекаются
ребята, начиная с 5-6 классов.
Как вы заметили, формы нашей работы достаточно разнообразны: стали традиционным
акции милосердия, выставки, конкурсы, праздники, музейные уроки. Все это
позволяет сделать работу музейной комнаты интересной для учащихся и способствует их
духовно – нравственному воспитанию. Именно с любви к своей малой Родине
начинается любовь к своему Отечеству, России и этому всецело способствует
практическая деятельность музейной комнаты «Память».
|